Кинематограф — пожарная безопасность

На этот сегмент необходимо обратить особое внимание. Во-первых — массовое скопление людей, во-вторых — мероприятия проходят при погашенном свете, в-третьих- множество печально-известных событий.

Нашумевшие пожары прокатились по Европе ещё в самом начале эры синематоргафа. Россию не обошло стороной. Первый значимый пожар в России произошел в прощённое воскресение 20 февраля (по старому стилю) 1911 года в Бологое (где-то между Ленинградом и Москвой). Зал битком — около 150 человек занимали все места и проходы. 

В пожаре погибло 64 человека, большинство из них дети (43 человека). Некоторые семьи погибли целиком. Часть спасшихся умерла в больнице от ожогов. Общее количество пострадавших составило 101 человек.

Часовня на месте трагедии

Происшествие в Бологое сильно напугало города, где были кинематографы. Экстренные осмотры и проверки вскрыли множество небрежностей даже в петербургских кинематографах, и в них тоже легко могла разыграться такая же катастрофа, как и в Бологое…

В 1912 году были приняты правила об устройстве и содержании кинематографов в России. Согласно им для демонстрации фильмокопий кинотеатрам выдавалась лицензия, а официальные органы проверяли соблюдение правил техники безопасности. Кинотеатры разрешалось открывать только на первых и вторых этажах каменных зданий. Запрещалось устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами, москательными лавками и другими помещениями, в которых хранились горючие вещества и жидкости.

Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. В залах должны были быть предусмотрены запасные выходы на случай пожара и устройства принудительной вентиляции. Кинопленку надлежало хранить в отдельных несгораемых помещениях и металлических коробках.

Со временем проекторы усовершенствовали механизмами, предотвращающими возгорание пленки, потом вообще перенесли в отдельные помещения. Так после пожара в Бологом были введены правила пожарной безопасности, считающиеся сейчас нормой, а кинотеатры в России приобрели знакомый нам современный вид.

(из материалов археолога Павла Колосницына) 

Есть такое мнение, что история развивается по спирали, повторяя как эпохи взлетов и развития, так и периоды падения. В том числе повторяя и катастрофы.

Так в 2018 году в вербное (прощённое) воскресенье 25 марта (12 марта по старому стилю) в Кемерово произошла трагедия, унёсшая жизнь 64 человек (43 из которых дети ). Большинство из них погибли в кинотеатре, двери которого оказались запертыми.

Факты пугают своими совпадениями.

Дядюшка Зигмунд, который Фрейд, утверждал, что «ничего не бывает случайного, все имеет первопричину», а Дядюшка Альберт любил говаривать словами Чжуан Цзы — случайности не случайны. И «если мы допускаем первопричину, разум всё ещё жаждет узнать, откуда она появилась и как она возникла“- З.Фрейд.

Но оставим психомоторные разбирательства специалистам фундаментальных наук.

Пожарная безопасность, как наука, не стоит на месте и всё более требует конструктивно нового подхода к безопасности граждан — это упреждение возможных событий, профилактика нового уровня, направленная на опережение.

В эту статью со временем волью выдержки требований пожарной безопасности из различных нормативных источников. И помогут мне в этом мои читатели и их вопросы.

Ваш покорный слуга В.А.Малахов

5 Comments

  1. Нурболат

    Как рассчитать длину эвакуационных путей в кинотеатре?
    Сколько эвакуационных путей должно быть если в кинотеатре 38-мест?

    Расчёт производится по разделу 6 СП 1.13130.

  2. Алексей

    Кинозал вместимостью 180 мест. Основной вход из фойе и эвакуационный выход в коридор, ведущий на лестницу. Может ли считаться вход в зал эвакуационным выходом, если фойе имеет прямой выход на лестницу? Или же необходим второй эвакуационный выход из зала в коридор?

    В случае, если лестница, ведущая из фойе не 2-го типа, наибольшее расстояние от любой точки зала до ближайшего эвакуационного выхода и расстояние от дверей зала до выхода на лестничную клетку соответствует требованиям п.6.1.19 и 6.1.20, то можно выход из кинозала в фойе считать эвакуационным.

  3. Виктор, Симферополь

    К какому классу функциональной пожарной опасности следует относить кинозалы и кинотеатры?

    Кинотеатр и кинозалы — функциональная пожарная опасность Ф2 — зрелищные и культурно-просветительские учреждения.

  4. Светлана. Санкт-Петербург

    В кинотеатрах демонстрируют кинофильмы. Требования пожарной безопасности к кинотеатрам найти можно. Где найти требования пожарной безопасности к помещениям, демонстрирующим видеофильмы?

    В вопросе усматривается сарказм связанный с терминологией, однако — справедливый.
    Возвестим определения:
    Теа́тр (греч. Θέατρον — место для зрелищ, от θεάομαι — смотрю, вижу). Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
    Кино (от греч. κινημα, род. п. Κινηματος — движение).
    Кинотеа́тр — общественное здание или его часть с оборудованием для публичной демонстрации кинофильмов. Главное помещение кинотеатра — зрительный зал с экраном большого размера и системой воспроизведения звука.

    Кинемато́граф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия.

    Моё субъективное мнение:
    Мы настолько привыкли к слову Кинотеатр, что никак не принимаем в обиход слово Видеотеатр, обе части которого означают одно и тоже «смотрю, вижу» — масло масленое. Поэтому видеофильмы мы смотрим в кинотеатрах или дома сидя за телевизором.
    Но, справедливо замечено различие в пожарной опасности, сокрытое в пожарной нагрузке.
    Это Фильм (англ. film — плёнка). В качестве основы кинопленки используются разновидности целлулоида. Одним из первых массовых материалов для изготовления кинопленки была нитроцеллюлоза. Такая кинопленка была чрезвычайно горюча даже без доступа кислорода, что значительно затрудняло тушение. В определенных условиях нитроцеллюлозная основа могла даже самовоспламеняться. Поэтому все проекционные отделялись противопожарными преградами.
    В современном кинематографе на смену горючей плёнке пришёл цифровой носитель информации, и пожарная нагрузка аппараторных стремится к нулю. Однако проектируются они с требованиями предъявляемыми к производственным помещениям.
    Требования пожарной безопасности при проектировании екинотеатров изложены в СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» и СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования.

  5. Роман. Красноярск

    Зал кинотеатра, находится на втором этаже, вместимость 30 человек. Путь эвакуации ведёт на лестницу шириной 1.6 метра, сам зал отсечён дверьми от лестницы, которая идёт в фойе, и следом выход на улицу.
    Необходим ли второй выход? Конструктивно делать его негде, здание постройки 1910 года, капитальный ремонт 1995 год. Очень нужна помощь, разобраться не как не можем, пожарный надзор настаивает в предписании на устройстве второго выхода, опираясь на то, что каждый этаж должен быть оборудован вторым выходом.

    Из помещения с единовременным пребыванием 30 человек достаточно одного выхода, а с этажа их должно быть не менее двух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.