Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники органов дознания по пожарам.
Пожары происходят в нашем городе каждый день. Работа пожарных по их тушению – всегда на виду, и для многих огнеборцы – настоящие герои. А между тем, пожарная охрана – это сложная и многогранная структура, в которой есть еще много интереснейших специальностей и специализаций. Когда где-нибудь вспыхивает пожар, тут же встает вопрос, что же послужило его причиной. И вот здесь уже к делу приступают дознаватели. Их кропотливая и весьма интересная работа, остается подчас, что называется, «за кадром». А зря, ведь расследование причин пожаров – порой бывает поистине захватывающим, мало кто знает о тонкостях этой интереснейшей профессии.
23 января 1928 года у Государственного пожарного надзора появилась функция дознания по пожарам и, соответственно, профессия пожарного дознавателя. Фактически, это произошло спустя чуть более полугода после появления самой системы Госпожнадзора. Именно с этого момента органы ГПН были наделены правом самостоятельного производства дознания по делам о нарушениях правил пожарной безопасности. Однако история дела расследования причин пожаров уходит своими корнями куда глубже…
Так,
на Руси первые нормативные акты,
направленные на борьбу с пожарами и
поджигателями, связаны с именем князя
Ярослава Мудрого, а это начало ХI века.
Упоминаются они и в периоды правления
Ивана Грозного (1547 год), Бориса Годунова
(1603 год), Петра I (1722 год), Николая I (1832
год). В 1857 году, при императоре Александре
II, был переиздан, расширен и дополнен
«Свод законов Российской империи».
Включенный в него «Устав пожарный» не
претерпел значительных изменений. И
потому большинство его положений
действовало вплоть до 1917 года. Четвертая
глава данного Устава, изданном в 1842
году, посвящена «разысканию причин
пожара, для донесения о том
начальству».
Назревшая
необходимость единообразия в производстве
дознания привели к изданию НКВД совместно
с Наркомюстом 23 января 1928 года первого
нормативного акта, регулирующего порядок
осуществления органами Госпожнадзора
одной из своих функций, циркуляра № 35
«О предоставлении органам Государственного
пожарного надзора права самостоятельного
производства дознаний по делам о
нарушениях противопожарных правил». В
нем подчеркивалось, что на органы
Госпожнадзора обязанность расследования
дел возложена не для того, чтобы облегчить
исполнение своих функций Следственному
аппарату, а в «целях наиболее точного
и всестороннего производства
расследований», то есть обеспечения
последнего.
14 мая 1928 года была утверждена прилагающаяся к циркуляру соответствующая инструкция, которая разграничивала права органов Госпожнадзора, милиции и предварительного следствия. Уже тогда реализация функций прекращения процесса была прерогативой следователей. Прекращать и приостанавливать уголовные дела были вправе только они. Одним из самых важных достижений, имевших место в связи с принятием инструкции, было четкое определение функционально-правовой части правового статуса органов Госпожнадзора при осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности. Она была ограничена лишь делами о нарушении противопожарных правил, не включая остальные преступления, связанные с пожарами и загораниями. Одновременно, закреплялось совместное с органами милиции производство следственных действий, предусмотренных некоторыми статьями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, действующего на момент 1923 года. Это касалось задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, обыска, выемки, осмотра и освидетельствования. С образованием в 1934 году Наркомата внутренних дел СССР ему было поручено возглавить службы, которые к тому времени уже имели определенный опыт уголовно-процессуальной деятельности. Это обстоятельство требовало не только ведомственного, но и законодательного закрепления. Поэтому, к примеру, в 1935 году Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР органам Главного управления пожарной охраны было предоставлено право производства расследования не только по делам о нарушениях противопожарных правил, как было до этого, но и по всем делам о пожарах. Этим постановлением уголовно-процессуальные полномочия были возложены не на органы Госпожнадзора, а на Главное управление пожарной охраны.
В 1931 году была организована пожарно-испытательная лаборатория, которую затем переименовали в Центральную научно-исследовательскую пожарную лабораторию ГУПО НКВД СССР (ЦНИПЛ). Для научного обеспечения противопожарной защиты городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР в июле 1937 года на базе ЦНИПЛ был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО). В частности, одной из причин образования ЦНИИПО была отработка и технологии производства обмазок и пропиток сгораемых конструкций зданий для защиты от зажигательных средств, применяемых противником: дабы исключить печальный опыт губительных пожаров городов Испании от бомбардировок фашистской авиацией во время гражданской войны 1936-1939 годов. По инициативе ЦНИИПО и под ее методическим руководством, для изучения явлений происходящих на пожарах в Москве, Ленинграде, Свердловске и городе Горьком были созданы подвижные пожарные лаборатории.
С
середины 1930-х годов до середины 1960-х в
Управлении пожарной охраны Ленинграда
существовало следственное отделение
по расследованию пожаров, где работали
инспекторы-следователи. Они занимались
оперативно-агентурной деятельностью.
Их работа заключалась не только в
расследовании пожаров, но и пресечении
различного рода преступлений и даже
антигосударственной деятельности.
Затем
в связи с реформой МВД СССР в противопожарной
службе их стали называть дознавателями,
а следственный отдел Управления пожарной
охраны г. Ленинграда переименовали в
отдел дознания.
Уже
в современной истории, 21 декабря 1994
года, был подписан Федеральный закон №
69 «О пожарной безопасности», в котором
законодательно закреплено право
сотрудников Госпожнадзора производить
дознание по делам о пожарах и о нарушениях
требований пожарной безопасности.
Незадолго
до этого, 22 сентября 1994 года, приказом
начальника ГУВД Санкт-Петербурга и
Ленинградской области № 857 на базе
отделения дознания по пожарам и
административной практики государственной
инспекции пожарного надзора УГПС ГУВД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
образован первый в Российской Федерации
Отдел дознания по пожарам и административной
практики. Первым его начальником стал
полковник внутренней службы Юрий
Александрович Мягков, руководивший
отделом с 1995 по 2005 годы.
С
1 января 2002 г. в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 9
ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании
государственного управления в области
пожарной безопасности» Государственная
противопожарная службы МВД России была
преобразована в Государственную
противопожарную службу МЧС России.
Одновременно, в соответствии с
Уголовно-процессуальным кодексом
России, введенным в действие с 1 июля
2002 года, органы ГПН были включены в
состав органов дознания, и на них были
возложены обязанности по производству
дознания по уголовным делам о преступлениях,
предусмотренных ст. 168 «Уничтожение или
повреждение имущества по неосторожности»,
ст. 219 «Нарушение требований пожарной
безопасности» и ст. 261 «Уничтожение или
повреждение лесных насаждений» Уголовного
кодекса России.
В Санкт-Петербурге органами дознания являются управление надзорной деятельности и профилактической работы, а также районные отделы надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
В настоящее время сотрудники органов дознания МЧС России при проведении проверок по фактам пожаров и расследовании уголовных дел используют весь огромный опыт и знания, накопленные за предыдущие годы, а также пользуются современной научно-технической базой для установления причин пожаров. Огромную помощь в расследовании фактов пожаров оказывают дознавателям сотрудники Испытательных пожарных лабораторий, возглавляемые головным экспертным подразделением «Исследовательский центр экспертизы пожаров».
И днем, и ночью, в любое время года, наравне с пожарными и спасателями дознаватели МЧС России находятся всегда на боевом посту. Ведь любой пожар нужно не просто потушить – не менее важно установить его причину. Ведь это – важнейшая часть работы по предотвращению, спасению и помощи людям!