Всё развивается по спирали – основе мироустройства. Воистину «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» – 1:9 Книга Екклесиаста.
Ранее я уже раскрывал тему «Перекатка рукавов на новую скатку». Ознакомиться можно по ссылке: http://malahov-consultant.ru/761/, где речь идёт о правильности перемотки рукавов пожарных кранов.
С тех пор уже многое что изменилось: и правила пожарной безопасности, и требования изречённые в них. Всё более мне приходится наблюдать, как услуги в области обеспечения пожарной безопасности оказываются не надлежащим образом. Всё более приходится сталкиваться с этими вопросами и искать новые аргументы своего видения на сущую дилемму.
И так на повестке дня требование пункта 57 Правил противопожарного режима Российской Федерации в редакции Постановления Правительства РФ от 20.09.2016 N 947 «Руководитель организации… организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год)».
Замечу, что в этом требовании мы не находим таких понятий как «перекатка на новую скатку», «перекатка на новое ребро» или «… новый шов». Нам дана только периодичность перекатки. Что сокрыто под словом «перекатка» каждый понимает в меру своей компетентности. И именно в этом нам нужно разобраться.
Что касается информации безграничных просторов Интернета, то явно прослеживается коммерческий след – все желают заработать. И это понятно, но что пытаются продать… Товары, в данном контексте услуги, должны быть надлежащего качества. Покупателю продают новые швы на рукаве, новые рёбра, могут и оборочку предложить и рулетики по-украински завернуть, но надо ли то Покупателю?
Быть может, нам удастся найти ответы в технической и нормативной литературе…
Первым документом предлагаю рассмотреть Паспорт на изделие от завода-изготовителя ЗАО «Завод противопожарного оборудования №3» города Еманжелинск Челябинской области на «Рукав пожарный с внутренним полимерным покрытием РПК-51-1,0 ТУ 8193-002-53844424-2010».
Цитаты:
- Эти рукава предназначены для оборудования пожарных машин, наружных и внутренних пожарных кранов и переносных мотопомп (п.1.1 паспорта);
- Рукава должны эксплуатироваться в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации пожарных рукавов», утвержденной ГУГПС МВД России 02.02.1994года (п.2.1 Паспорта);
- Рукава, эксплуатируемые в пожарных кранах, должны 1 раз в полгода подвергаться гидравлическим испытаниям на герметичность давлением в сети противопожарного водопровода через пожарный кран в соответствии с п.2.4.3. ГОСТ 12.4.009-83 (п.2.2 Паспорта);
- Срок службы рукавов – 5 лет со дня ввода в эксплуатацию (п.4.3 Паспорта)
Забавным кажется требование гидравлического испытания с периодичностью два раза в год. Для сравнения, рукава пожарных машин подвергаются гидравлическим испытаниям раз в 5 лет в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации пожарных рукавов», утвержденной ГУГПС МВД России 02.02.1994года.
Срок службы рукава всего 5 лет. Что же требуется по истечению этого срока – переосвидетельствование или их списание? Про перемотку рукава в паспорте ни слова, но есть отсылка на «Инструкцию по эксплуатации пожарных рукавов» утвержденную ГУГПС МВД России 02.02.1994года.
Вторым документом рассмотрим данную «Инструкцию по эксплуатации пожарных рукавов».
Цитаты:
- Техническое обслуживание – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных рукавов в исправном состоянии (п.3.3 Инструкции);
- Скатка рукавов в одинарную или двойную скатки производится после их сушки. Для скатки может быть использовано приспособление, изображенное на рис .20. При необходимости перекатки рукава на новую складку это можно сделать при помощи того же приспособления (п.3.5.4 Инструкции);
- В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения: проколы, прожоги, разрывы, протиры каркаса, которые могут быть устранены ремонтом (п.3.6.2 Инструкции)
Вот уже матчасть наблюдается и логическая цепочка выстраивается. Техническое обслуживание рукавов пожарных кранов – это комплекс мероприятий направленных на выявление дефектов получаемых в процессе эксплуатации «проколы, прожоги, разрывы, протиры каркаса» и последующее их устранение.
Перекатка рукава на новую складку делается при необходимости.
Третьим документом рассмотрим «Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов» Чуприян А.П. Москва, 2007. Целый авторский коллектив работал над созданием сего руководства: кандидаты технических наук В.И.Логинов, С.М.Ртищев, В.Н.Козырев (ФГУ ВНИИПО МЧС России); М.А.Чаюн (УОП МЧС России).
Методическое руководство определяет организацию и порядок эксплуатации пожарных рукавов, включающие правила технического обслуживания, хранения, ремонта и списания пожарных рукавов, а также меры по обеспечению безопасности работы с ними.
Цитаты:
- Напорный рукав должен соответствовать ГОСТ 51049-97 “Рукава пожарные напорные” и НПБ 152-2000 “Рукава пожарные напорные”;
- По назначению напорные рукава подразделяются на следующие виды: для комплектации пожарных машин (РПМ); для оборудования наружных (РПК-Н) и внутренних пожарных кранов зданий и сооружений (РПК-В);
- Техническое обслуживание (далее – ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания рукавов в исправном состоянии;
- Наружную поверхность напорного рукава, включая пожарные соединительные головки и места их соединения с напорным рукавом, проверяют внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезы, проколы, смятие, трещины и т.д;
- Периодичность перекатки напорных рукавов должна соответствовать эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав;
- ТО и ремонт напорных рукавов в пожарных кранах осуществляются в соответствии с правилами настоящего Методического руководства для напорных рукавов. ТО проводится не реже чем через каждые 6 месяцев;
Уважаемый читатель, далее не буду обременять цитатами из ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000, ибо нового там ничего нет, поэтому подытожим пройденную тему.
Итак, мы видим, что функциональная нагрузка пункта 50 ППР РФ-1885 – периодичность перемотки рукава не подтверждается ни одним рассмотренным документом. Суть его не распространяется на рукава пожарных кранов, она тупиковая, а искомое ТО утеряно безвозвратно. Несоблюдение требования п.50 не может и не должно рассматриваться как административное правонарушение, так как не может быть самого состава нарушения.
К чему же мы должны стремиться?
К техническому обслуживанию рукавов пожарных кранов – как выполнение комплекса мероприятий направленных на выявление дефектов получаемых в процессе эксплуатации проколы, прожоги, разрывы, протиры каркаса, герметичности соединений. ТО рукавов пожарных кранов в период срока их эксплуатации проводятся в процессе перекатки визуально. По истечению срока эксплуатации рукава подлежат гидравлическому испытанию. ТО рукавов оформляется Актом с фиксированием результатов в дефектной ведомости для дальнейшего устранения выявленных нарушений. Периодичность ТО рукавов два раза в год. Перекатка рукава на новую складку делается при необходимости. Прошедшие ТО рукава пожарных кранов укладываются в шкафчики пожарных кранов в двойную скатку или способом «гармошка».
С любовью, ваш покорный слуга В.А.Малахов