Категория пожарной опасности СТО

В 1986 году ВИА Весёлые ребята веселили всю страну песней Автомобили. Уже тогда «автомобили всё заполонили». Нынче мы наблюдаем громадный пласт автосалонов, автосервисов и прочих зданий и сооружений по обслуживанию автомобилей. В связи с чем повысился спрос на расчёт категории взрывопожарной и пожарной опасности указанных производственных и технических помещений.

При указанных расчётах возникает справедливый вопрос – как? Как правильно рассчитать взрывоопасную категорию СТО, там же углеродное топливо, и у каждого автомобиля свой литраж. И никто и никогда перед заездом на СТО не будет сливать топливо. 

Как бы по СП 12.13130 надлежит рассчитывать по наихудшему варианту аварии: площадь зеркала разлитого бензина, интенсивность испарения и объём паров, потом «бах» и расчёт силы этого «бабах». Должно ли транспортное средство считать аппаратом? Может ли автомобиль с неисправной топливной системой заезжать в бокс СТО? Может ли он вообще выезжать?

Так здравый смысл подсказывает, что «всё не то, чем кажется». Нет ни одной здравой методики по расчётам категории по взрывоопасности СТО. Конечно, при желании можно рассчитать категорию взрывоопасности Солнца, ибо там водород, на зачем раздувать бурю в стакане. В наше время вся технология имеет тенденцию к упрощению. Нельзя игнорировать это и в пожарных бумажных делах.   

ВЫХОД из дебрей математических расчётов нам предложили разработчики свода правил СП 364.1311500.2018 «Здания и сооружения по обслуживанию автомобилей. Требования пожарной безопасности», где пунктом 6.11 дано указание – «Помещение для хранения и обслуживания автомобилей следует относить к пожароопасным категориям».

Поэтому при расчётах категории сразу начинаем со второй части Марлезонского балета и производим определение категории помещений В1-В4. Звучат торжественно фанфары…

Теперь от выполнения обязательных требований пожарной безопасности мы переходим к мероприятиям по противопожарной профилактике «и не наоборот», чтобы уж закончить фразу старины Конфуция. Следует исходить от объёмов помещений СТО.

Допустимый объём помещения определяется по формуле 1

где

m – масса газа или паров топлива, которые могут поступить в окружающее пространство из топливной системы, кг;

HТ – удельная теплота сгорания топлива, МДж/кг;

z – коэффициент участия паров топлива во взрыве по СП 12.13130.

При определении массы газа, вышедшего из топливной системы автомобиля, допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции согласно п. А.2.3 СП 12.13130.

В случае если свободный объём помещения меньше минимально допустимого, определяемого по формуле (1), помещение должно быть оборудовано:

– непрерывно действующей системой автоматического контроля загазованности, сблокированной с включением общеобменной и аварийной вентиляции;

– аварийной вентиляцией кратностью, определяемой расчетом, но не менее 5 объемов в час со 100-ным резервированием вентиляторов;

– электроснабжением аварийной вентиляции по первой категории надежности;

– взрывозащищенным электрооборудованием, соответствующим зоне 2-го класса по Правилам [3];

– легкосбрасываемыми конструкциями из расчета 0,05 м2 на 1 м3 помещения.

В заключении сообщу, что упомянутый свод правил СП 364 устанавливает требования пожарной безопасности не только при проектировании, реконструкции и техническом перевооружении зданий и сооружений для обслуживания автомобилей, но и при их эксплуатации.

Ваш покорный слуга В.А.Малахов

Касательно пункта “При определении массы газа, вышедшего из топливной системы автомобиля, допускается учитывать работу аварийной или общеобменной вентиляции согласно п. А.2.3 СП 12.13130.” считаю его не целесообразно применять при расчете массы газа по формуле (1) СП 364 – т.к. её расчет должен проводиться без учета аварийной вентиляции, а вот если объём по формуле превышает допустимый – тогда уже выполняются все необходимые условия, указанные ниже, в т.ч. и аварийная вентиляция.

Максим Санкт-Петербург https://www.ignis-fs.ru/

Полезная статья?
Малахов В.А.
Добавить комментарий