При проверке инспектор выявил нарушение «На объекте защиты для прокладки кабелей систем противопожарной защиты в здании с массовым пребыванием людей выбран тип кабеля FRLS вместо нг-HF». У нас одноэтажный торговый центр. Монтаж автоматики выполнен согласно проекту от 2021 года. Неужели спустя 4 года с момента эксплуатации системы пожарной сигнализации нам требуется заново переделывать монтаж?
Дмитрий, Санкт-Петербург. 30.07.2025.
В последнее время инспекторы МЧС апеллируют требованиями табл. 2 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия, требования пожарной безопасности».

В представленной таблице нет объектов торговли. Очевидно инспектора заинтересовала графа 4, где требования распространяются на здания и сооружения с массовым пребыванием людей.
Отсюда поподробней. Рассмотрим, относится ли ваш торговый центр к объектам защиты с массовым пребыванием людей.
В нормативно-технической литературе мы не находим определений что относится к объектам защиты с массовым пребыванием людей.
Справедливым будет указать, что в Правилах противопожарного режима в РФ с изменениями от 2020 года (Постановление № 1479 от 16 сентября 2020 года) даётся понятие, что здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее – объект защиты с массовым пребыванием людей).
Но понятие распространяется только по телу именно этого документа, ибо «массовое пребывание» в ППР РФ встречается аж 15 раз, и это понятие нельзя транслировать как официальное определение к другим нормативным документам. Это моё субъективное мнение. Уверен, что найдутся специалисты, придерживающиеся иного мнения.
Далее должен обратить ваше внимание на Приказ от 10 апреля 2020 г. N 198/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан»
Вот тело приказа:
«В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 52, ст. 7790) и подпунктом 5.2.101(21) Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 февраля 2020 г., N 0001202002110011), приказываю:
утвердить в качестве критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан:
1) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пункте 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.»
Рассмотрим ст.2.2. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
«В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)»
Из текста мы видим, что статус объекта защиты с массовым пребыванием (людей) граждан, а именно возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – присваивается к группе объектов капитального строительства и реконструкции на стадии проектирования с обязательной экспертизой проектной документации.
Кратким ответ на ваш вопрос будет таким: Если вашему торговому центру проектными решениями не присвоен статус объекта защиты с массовым пребыванием людей, то инспектор не в праве инкриминировать указанное выше нарушение.
Помещение с массовым пребыванием людей это залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие помещения площадью 50 м² и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 человека на 1 м².
Дмитрий, Иваново, 05.08.2025
В п.7.2 СП 7.13130.2013 было такое понятие “помещение – площадью 50 * и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 кв.м помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.)”. В редакции с изменениями №1 от от 27.02.2020 это помещение с высокой плотностью пребывания людей.
В п.3.1.23 СП 118.13330.2022 “Общественные здания и сооружения” даётся такое определение “помещение с массовым пребыванием людей – помещение, в котором предусматривается пребывание 50 или более человек.
Распространяется указанный свод правил на проектирование общественных зданий и сооружений при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, в том числе при изменении их функционального назначения.
Опять же, на монтаж пожарной автоматики выполненной согласно проекту от 2021 года требования СП 118 в редакции от 2022 года не распространяются.
Ваш покорный слуга В.А.Малахов