Дмитрий
Торговый центр. Два этажа. На этаже находятся бутики различной площади со своими проходами. Эвакуация из всех этих бутиков идет через общие коридоры, ведущие непосредственно к выходу. Нужно ли учитывать площадь этих коридоров, при расчете нормативного количества посетителей ТЦ (3 м2 на чел)? Считать наибольшим расстоянием от любой точки торгового зала до выхода в коридор или наружу?
Рекомендую воспользоваться СП. 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»
Для расчета нормативного количества посетителей ТЦ необходимо суммировать расчётное количество посетителей каждого выгороженного торгового зала.
Для расчета путей эвакуации из магазинов число покупателей следует принимать из расчета 3 м2 на одного человека (п. 7.2.5).
Наибольшее расстояние от любой точки торгового зала до ближайшего эвакуационного выхода принимается согласно пункту 7.2.2 по таблице 19.
Ближайшим эвакуационным выходом следует считать дверной проём выхода из торгового зала:
наружу здания непосредственно;
через коридор;
через вестибюль (фойе);
через лестничную клетку;
через коридор и вестибюль (фойе);
через коридор и лестничную клетку.
Расчётная ширина общих путей эвакуации должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.
Согласно СНиП 2.08.02-89* пункт 1.111, а также СП 1.13130.2009 пункт 7.2.3 — Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2,5 м при торговой площади свыше 400 м2.
Ширина в 2,5 метра – это минимальная ширина. Чтобы Торговые Центры не превращались в современные крытые рынки, а люди не испытывали дискомфорт, проектировщики и застройщики предусматривают куда более просторные проходы между бутиками.
Однако, напрягает наличие двух эвакуационных выходов из таких больших площадей. Эвакуационных выходов явно не достаточно. Количество эвакуационных выходов определяется по разделу 7.2 СП 1.13130.2009.
Расстояние между стеллажами зависит от торговой площади без учёта площади проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла.
1,4 — при торговой площади до 100 кв. м;
1,6 — при торговой площади св. 100 до 150 кв. м;
2 — при торговой площади св. 150 до 400 кв. м;
2,5 — при торговой площади св. 400 кв. м.
Основание: п.7.2.4. СП 1.13130.2009
Даю пример расчёта.
Допустим площадь торгового зала равна 1234 кв.м, высота зала 5,6 м. Объём будет равен 6 910 куб.м.
По таблице 20 выбираем столбец «св. 5 до 10».
Следующий необходимый параметр — площадь эвакуационных проходов в торговом зале определяем из раздела проекта ТХ или обычным расчётом, учитывая требования п. 7.2.4. Допустим — менее 25% площади зала.
Следующий параметр — класс конструктивной пожарной опасности здания берётся из проектных решений или определяется по месту по наихудшему варианту. Допустим С0.
Получаем 100 человек на 1 метр ширины эвакуационного выхода (двери) из торгового зала.
Единовременное пребывание людей в зале определяем, как 3 метра на одного человека: получим 1234:3=412 человек.
Общая ширина дверей эвакуационных выходов составляет 412:100=4,12 метра.
Учитывая, что минимальная ширина дверей 1.2 метра, то количество дверей должно быть 4,12:1.2=3,43.
Получаем 4 двери эвакуационных выходов.
Если магазин обуви площадью торгового зала 120 кв.м. находится на наземных этажах то допускается 1 эвакуационный выход. Если же в цокольном – то требуется второй эвакуационный ли аварийный выход.
Склад в расчёте количества людей не участвует.
Если склад является частью магазина, то эвакуационный выход из него можно предусматривать через торговый зал.
Минимальное расстояние между эвакуационными выходами из помещения следует определять по формуле указанной в пункте 4.2.4. СП 1.13130.
По моим расчётам по Вашим данным минимальное расстояние между дверьми должно составлять 14, 4 метра, а по факту у вас 12,96 м.
По всей вероятности второй эвакуационный выход должен быть предусмотрен проектными решениями ближе к стороне противолежащей витринному остеклению.
Инспектор справедливо поставил вопрос.