Специальные технические условия

Светлана, Московская область, Раменский м.р. МОУ СОШ №34

В случае невозможности физически привести здание в соответствие с действующими нормами проектирования, необходимо разрабатывать специальные технические условия или компенсирующие мероприятия." - это хорошо, а кто эти условия или мероприятия может разработать, и кто утверждает?

Для зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, разработка специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, может осуществляться проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией, обладающей научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области.

Основание для разработки СТУ:

  1. Пункт 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  2. Часть 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  3. Приказ МЧС России от 28 ноября 2011 г. 28 ноября 2011 г. № 710 “Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности”.
  4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 года №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Наше здание построено в 1959 году, пристроек и реконструкций здания не было, кроме капитального ремонта кровли и отопления. Лестничные марши вообще не трогали, остались в первозданном виде, можем ли мы не применять к ним требования про ширину маршей, требования к которым были выпущены гораздо позже, и считать, что предписание о том, что ширина лестничной клетки уже ширины лестничных маршей, к нам применено быть не может.

В ответ на Ваш запрос о применении действующих нормативных документов по пожарной безопасности в отношении объекта защиты (школы), введенного в эксплуатацию в 1959 году, сообщаю следующее.

В настоящее время, для понимания того, соответствует ли любой отдельно взятый объект защиты требованиям пожарной безопасности следует руководствоваться часть 1 и 2 статьи 6 Федерального закона №123 от 22.07.2008, в которых сказано: 

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании”, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом “О техническом регулировании”, и нормативными документами по пожарной безопасности.

 НО для объектов защиты, введенных в действие до вступления в силу ФЗ №123 от 22.07.2008 г. в части 4 статьи 4 указанного закона говорится следующее:  

«В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».

 Современным нормативным документом, подтверждающим соответствие объекта защиты (в данном случае здания школы) требованиям ФЗ №123 (в части эвакуационных путей и выходов), является в т.ч. СП 1.13130.2009 (пункт 8.1.5), в соответствии с которым:

«Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м:

     1,35 – для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.; 

     1,2 – для остальных зданий;

     0,9 – во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел.

Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. 

Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

Таким образом мы разобрались, какой ширины должны быть марши и площадки в эвакуационных лестничных клетках зданий школ, введенных в эксплуатацию после 2009 года (после вступления в силу ФЗ №123).

Теперь следует разобраться с тем, какой ширины должны были быть эвакуационные лестничные марши и площадки на рассматриваемом объекте защиты в момент его ввода в эксплуатацию (в 1959 году)?

На тот момент действовал следующий документ «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест» (Н 102-54). В соответствии с которым (пункт 33):

Таким образом, если требования СП 1.13130.2009 устанавливают более высокие требования по отношению к Н 102-54, то собственник объекта защиты вправе не доводить параметры маршей и площадок эвакуационных лестничных клеток до современных показателей (если на объекте не был проведен капитальный ремонт, реконструкция и т.п.), на основании указанной выше ч.4, ст.4, ФЗ №123.

При этом следует учитывать, что на объект защиты, с высокой долей вероятности, была разработана и подана в территориальный ОНД декларация пожарной безопасности, в которой собственник объекта указывал перечень статей (частей, пунктов) документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты (на основании статьи 64 ФЗ №123).

Игорь Бутко 
ООО “Проактив Безопасность”

С лестничными маршами нам нужно что-то делать, в частности переделать качающиеся перила, если мы их заменим на новые, установим на те же места, те же ступеньки, это будет считаться реконструкцией, откинет к новым требованиям или нет?

Замена поручня перил лестничных маршей не является реконструкцией лестничной клетки.

Comments

Антон 28 февраля, 2019

В проектируемом торговом центре превышен размер пожарного отсека с 5000м2 до 9000м2. Возможно ли обосновать превышение расчётом пожарных рисков или надо оформлять СТУ (специальные технические условия)?

В случае невозможности соблюдения действующих требований пожарной безопасности специализированая организация разрабатывает СТУ, куда должны войти и расчёты рисков.

Полезная статья?
Малахов В.А.
Добавить комментарий