Образовательные организации

Вопросы обеспечения пожарной безопасности в образовательных организациях имеют особую важность и актуальность. Незабываемый самый страшный пожар в школе произошёл во время праздничного концерта в Чувашской Республике 5 ноября 1961 года. В пожаре погибли 110 человек (106 детей в возрасте от трёх до 15 лет и 4 учителя).

Давайте помнить об этом и сделаем всё, чтобы подобных трагедий больше никогда не было.

Можно ли размещать помещения Ф4.1 и помещения Ф4.3 в одном здании на одном этаже без противопожарных отсеков и перегородок? (Здание кирпичное)

Александр 04.08.2018

Ф4.1 – здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
в) Ф4.3 – здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.
(ст. 32 ФЗ-123 «ТРоТПБ» в редакции от 2013)

Объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.
(п.5.6.2 СП 4.13130.2013)

Вывод: Можно размещать помещения Ф4.1 и помещения Ф4.3 в одном здании на одном этаже выделяя их в самостоятельные пожарные отсеки с самостоятельными эвакуационными выходами

К какому классу пожарной опасности можно отнести духовный центр для обучения религии (по сути – воскресную школу), расположенную отдельным зданием рядом с культовым зданием-церковью? Ф3.7 – объекты религиозного назначения или Ф4.1?

Владимир 04.08.2018

Возвестим определения:
«Объекты религиозного назначения: Здания, сооружения, помещения, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные или перепрофилированные (целевое назначение которых изменено) для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).
(п.3.1. СП 258.1311500.2016 Объекты религиозного назначения)

Усматриваю обстоятельства, в силу которых предлагаю соломоново решение:

  1. Духовный центр для обучения религии, расположенный отдельным зданием на территории храма следует отнести к Ф3.7 – объекты религиозного назначения.
  2. Духовный центр для обучения религии, расположенный отдельным зданием вне территории храма следует отнести к Ф4.1 – здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

(ст.32 ФЗ-123 “ТРоТПБ” в редакции 2013)

У меня помещение 127 м на первом этаже жилого дома (помещение коммерческое), используется под дополнительное образование детей (я знаю, что это Ф.4.1). В каком законе подтверждается, что могу не иметь второго запасного выхода (есть только один).

Ольга 25.08.2018

Первым таким документом является проект организации объекта дополнительного образования детей на существующих площадях, которым и будет определено число одновременно пребывающих людей.
Федеральный закон 123-ФЗ «ТРоТПБ»

В случае, если рассматриваемый объект занимает весь этаж здания, то следует предусматривать не менее 2 эвакуационных выходов.
(п.8.1.11.СП 1.13130)

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.
(п.4.2.1. СП 1.13130)

Наибольшее число людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ, школ-интернатов и интернатов при школах, при расчете ширины путей эвакуации необходимо определять исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного и актового зала – лекционной аудитории, находящихся на данном этаже.
(п.8.2.2. СП 1.13130)

Открываем детский центр в жилом доме. Помещение находится на первом этаже, имеет один отдельный выход шириной 890мм прямо на улицу, без лестниц и пандусов. Ширина коридоров 1.5-2 метра. Помещение площадью 100 м2 состоит из 2х туалетов, кладовки, комнаты директора и двух комнат общей площадью 40 и 18 м2, в которых будут проводиться развивающие игры с детьми. В помещении установлена пожарная сигнализация с выводом сигнала к консьержу, два огнетушителя, план эвакуации, правила, таблички выход, указатели, 2 комплекта самоспасателя и пр.
В детском клубе дети находятся кратковременно, не более 4 часов, без сна, без питания. Какие-либо спальные места, места приема пищи, нагревательные приборы (за исключением кулера) отсутствуют.
Отделка помещений выполнена негорючими материалами, рекомендованными для применения в детских учреждениях. На путях эвакуации отсутствуют какие-либо шкафы и препятствия.
Одновременно в центре могут присутствовать 15 ребятишек, 2 педагога, 1 администратор.
Максимальное расстояние от выхода до самой удаленной точки помещения не превышает 25 метров.
Какими нормативными документами можно воспользоваться, для того, чтобы доказать или обосновать класс пожарной безопасности как Ф4.1, а не Ф1.1?

Виктория 07.10.2018


Поскольку инспектора, зачастую, при указании слова “детский” сразу относят помещение к классу Ф1.1 (детские сады) и требую второй эвакуационный выход, ширину эвакуационного выхода 1.2 метра и выписывают штрафы. К сожалению, выполнить требования по наличию второго эвакуационного выхода и ширины проема не представляется возможным, поскольку требует согласование через общее собрание собственников жилого дома, а это практически не реально.

Нет ничего проще… если у Вас есть «такая бумажка, при наличии которой ни один Швондер, ни кто другой»… И такая бумажка называется «Проект организации детского центра в жилом доме». Этот документ должен раскрывать суть предприятия: определить класс функциональной пожарной опасности, отделить помещения Центра от жилой части здания, обеспечить требуемыми путями эвакуации и т.д. Иногда ситуацию спасает отдельно разработанный документ «Противопожарные мероприятия при организации детского клуба», который призван также раскрыть все стези требований пожарной безопасности, быть наставлением и помощником при эксплуатации. Конечно, документы эти стоят денег. Ведь невозможно создать типовую константу. В каждом объекте есть свои нюансу. В последнее время популярным стал документ «Специальные технические условия», смысл которого тот же.
Разницу между Ф1.1 и Ф4.1 мы рассматривали по ссылке:
http://malahov-consultant.ru/obrazovatelnye-organizacii-f4-1/
http://malahov-consultant.ru/detskiy-razvivayushhiy-centr/

Если здание, где проводятся религиозные занятия расположено отдельно от церкви, то класс функциональной пожарной опасности Ф4.1, в независимости от того, на какой территории располагается данное здание.

Евгений 18.03.2019

Церковь – это не одно здание, это комплекс зданий и сооружений религиозного назначения, будь то над землёй и под землёй, размещённые на отдельной территории, выделенной либо красной линией, либо забором. По этой причине Духовный центр на территории церкви (храма), монастыря следует отнести к Ф3.7, ибо это не светское здание (сооружение).
Кстати, мы понимаем, что на территории церкви либо монастыря могут быть здания различной ФПО: келии, трапезные, производственно-складские и т.д. Не будем же мы их разделять по-светски…

А почему нет?

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Рекомендую Вам посетить подобные заведения, проникнуться, и только потом подумать, чем Ваши познания и миропонимание могут быть полезны миру духовному.

При проверке музыкальной школы, расположенной на 2 этаже 5-этажного жилого дома. Инспектор выявил нарушение требований пожарной безопасности «произведено изменение, без проведения экспертизы, проектной документации, предусмотренного документацией класса функциональной пожарной опасности части здания, а именно в здании класса Ф1.3 расположено помещение класса Ф4.1.»
Что нам делать, как его можно устранить?

Олег Шицын 26.08.2019

В части эвакуационных выходов: музыкальная школа должна быть обеспечена персональными эвакуационными выходами. Количество эвакуационных выходов зависит от рядя обстоятельств. Жилое здание и музыкальная школа не должны сообщаться через дверные или оконные проёмы.

Даю цитаты на ссылки в Акте:
ФЗ-123 «ТроТПБ» ст. 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

  1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
    (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

СНиП 21-01-97 п. 7.2 Части зданий, тушение пожара в которых затруднено (технические помещения и этажи, подвальные и цокольные этажи и другие части зданий), следует оборудовать дополнительными средствами, направленными на ограничение площади, интенсивности и продолжительности горения.
ППР РФ п. 23-о «изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений – помещения или группы помещений, функционально связанные между собой). (пп. “о” введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947)

Как я уже писал ранее, требуют отделение помещений музыкальной школы от жилого дома. Вам необходимо разработать проект организации музыкальной школы на существующих площадях и раздел проекта «мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который и согласовать с комиссией.

В общеобразовательной школе конструкция полов в общих коридорах — окрашенный деревянный шпунт в некоторых местах покрыт крашеной фанерой. Справедливо ли требование надзорных органов по огнезащите данных конструкций?

Михаил 01.03.2020

Здания общеобразовательных организаций по функциональной пожарной опасности относятся к Ф4.1.
(п.4 ст.32 ФЗ-123 «ТРоТПБ» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации регламентирована таблица 28, где для зданий класса Ф4.1 класс пожарной опасности материалов применяемый для отделки пола в общих коридорах должен быть не более КМ2.

Свойства пожарной опасности строительных материалов КМ2:
Горючесть — Г1;
Воспламеняемость — В2;
Дымообразующая способность — Д2;
Токсичность — Т2;
Распространение пламени — РП1.
(табл.3 ФЗ-123 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Справедливость требований надзорных органов подтверждаю.

В аудитории есть подиум для лектора, со ступенями, через этот подиум проходят пути эвакуации. При проверке обозначили такую конфигурацию как нарушение, настаивают на сооружении пандусов вместо ступеней. Действительно ли это является нарушением? При проверке обозначили такую конфигурацию как нарушение, настаивают на сооружении пандусов вместо ступеней. Действительно ли это является нарушением?

Юлия Величкина 05.03.2020

Мне не известно, чем аргументируют свои требования проверяющие по замене ступеней пандусом, если и то и другое в допустимо.
Даю цитаты:
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
(п.4.3.4. СП .13130 в редакции от 09.12.2010)

Перепады в уровне пола разных помещений и пространств в здании должны быть безопасной высоты. В необходимых случаях должны быть предусмотрены поручни и пандусы.
Число подъёмов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18. Применение лестниц с разной высотой и глубиной ступеней не допускается.
Высота ограждений лестниц, балконов, лоджий, террас, кровли и в местах опасных перепадов должна быть не менее 1,2 м. Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями. Ограждения должны быть непрерывными, оборудоваться поручнями и быть рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.
(п. 5.4.19, 5.4.20. СП 1.13130 в редакции от 09.12.2010)

Однако, считаю своим долгом сообщить, что в данной аудитории не допустимо проводить мероприятия с количеством людей более 50 (всего один эвакуационный выход)

Можно ли размещать учреждение дополнительного образования детей в деревянном здании?

Екатерина 20.05.2020

Учреждение дополнительного образования детей по функциональной пожарной опасности
Размещение дополнительного образования детей (Ф4.1) в деревянном здании возможно при числе учащихся или мест в здании менее 60 человек и высоте здания не более 3 метров (от уровня подоконника до плоскости земли).
(п.6.7.15 СП 2.13130.2012)

У нас помещение в цоколе 63 м2 (уровень пола ниже уровня земли на 1 м) с одним входом с улицы. Планируем заниматься дополнительной образовательной деятельностью (английский язык). Имеются большие окна. Считается ли упомянутый вход с улицы эвакуационным? Можно ли нам обойтись только им (сделать ещё проход на улицу почти невозможно)? Может ли служить дополнительным проходом дверь в соседний офис, в котором тоже только один выход на улицу?

Иван Гунко 08.06.2019

Зависит от количества посадочных мест в аудитории. Если до 15, то допускается один эвакуационный и один аварийный выход.
Ваш вход может считаться эвакуационным выходом, а выход, организованный через соседний офис, может считаться аварийным.

Прошу Вас разъяснить может ли ИП по основному виду деятельности Образование дошкольное (85.11) по Классификации зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности относиться к Ф.4

Елена Валюшкова. 13.12.2021

ИП по виду деятельности Образование дошкольное по функциональной пожарной опасности может относиться к Ф.4.

Ф4.1 – здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
(ст. 32 ФЗ-123 «ТРоТПБ» в редакции от 2013)

Нам необходимо определить класс ФПО (функциональную пожарную опасность) зданий базы летней практики студентов в Крыму. Здания деревянные одно- двухэтажные, до 12 койко-мест в самых крупных зданиях. Студенты гуманитарного ВУЗа приезжают на практику с возможностью переночевать. Помогите разобраться в этой дилемме.

Евгения. Крым

Наиболее подходящие классы ФПО для базы летней практики по ст.32 ФЗ-123 «ТРоТПБ»:

1) Ф1 – здания, предназначенные для временного пребывания людей, в том числе:

б) Ф1.2 – спальные корпуса домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

4) Ф4 – здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

б) Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

в) Ф4.3 – здания органов управления учреждений, научных организаций, контор, офисов;

Теперь сократим представленный список посредством отсева при более тщательном изучении данных:

База летней практики студентов не для отдыха, а для труда творческого, к тому же студентов. ВУЗ не является учреждением туризма и отдыха, в котором предлагаются услуги проживания в комфортных условиях сроком от 7 дней до месяца. Поэтому класс Ф1.2 отрицаем.

В зданиях образовательных учреждений не допускается проживание студентов. В зданиях базы летней практики предусмотрено нахождение студентов в ночное время. Поэтому база летней практики студентов не может относиться к классу Ф4.2.

Студенты не покидают базу летней практики по окончании рабочего времени, чтобы переночевать в отелях или на квартирах. Поэтому база летней практики студентов не может относиться к классу Ф4.3.

Класс Ф1 я бы исключил, так как база летней практики – это не место отдыха студентов. Всё же студенты приезжают на базу трудиться.

И, выражая своё субъективное мнение, здания базы летней практики студентов я бы отнёс к классу Ф4 «здания научных и образовательных учреждений»

Какие запреты есть на установку газового оборудования для приготовления пищи в пищеблоке (отдельно стоящее здание) если в нем будут питаться дети школьного возраста, студенты?

Олег Викторович, Ленинградская обл., Сертолово.

Не допускается установка баллонов сжиженных углеводородных газов (СУГ) в кухнях дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. (п.8.2.7. СП 62.13330.2011* Измененная редакция, Изм. N 2)

Установка газового оборудования в кухнях дошкольных и общеобразовательных учреждений не допускается. (п.4.22 СП 118.13330.2012)

Полезная статья?
Малахов В.А.
Добавить комментарий